Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


Новости образования

Об особенностях замещения временно отсутствующих тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования в разъяснениях Общероссийского профсоюза образования

    Тренеры-преподаватели и педагоги дополнительного образования могут временно отсутствовать не только по причине болезни, направления на повышение квалификации с отрывом от работы, нахождения в ежегодном и дополнительных отпусках, но и в связи с направлением их в служебные командировки с частью обучающихся для их участия в соревновании, конкурсах или других мероприятиях.
    Поэтому порядок замещения и оплаты их труда, а также оплата труда лиц, замещающих отсутствующих работников, имеют некоторые особенности, о которых рассказывается в Разъяснениях о порядке замещения временно отсутствующих работников, подготовленных Общероссийским Профсоюзом образования и опубликованных в его Информационном бюллетене № 4 за март 2018 года.
    1.Замещение временно отсутствующих тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования в случае их болезни, направления на повышение квалификации, нахождения в ежегодном и дополнительных отпусках, и оплата труда лиц, их замещающих
    Разъяснено, что замещение в этом случае может при необходимости осуществляться при наличии соответствующих специалистов с оплатой их труда на условиях почасовой оплаты, размер которой определяется с учетом квалификации замещающего работника. При этом размер оплаты за один час учебной (преподавательской) работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы, предусмотренной за установленную норму часов педагогической работы в неделю по замещаемой должности с учетом квалификации замещающего работника, на среднемесячное количество рабочих часов по замещаемой должности.
    Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
    2.Замещение в случае временного отсутствия тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования в связи с направлением их в служебную командировку с частью обучающихся для их участия в соревновании, конкурсе или другом мероприятии 
    Разъяснено, что на время нахождения тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования в служебной командировке с группой обучающихся для их участия в соревновании, конкурсе или другом мероприятии за ними сохраняется средний заработок и возмещаются связанные с командировкой расходы (статья 167 ТК РФ), а в соответствии со статьей 166 ТК РФ они освобождаются от выполнения работы, обусловленной трудовым договором по месту нахождения образовательного учреждения. В этом случае работодатель не вправе требовать от тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования отработки пропущенных часов занятий, в том числе в отношении обучающихся, не участвовавших в соревнованиях и других мероприятиях, ибо такая работа для них будет являться дополнительной, соответственно требующей обязательного письменного согласия и дополнительной оплаты.
    Обратим внимание также на следующее разъяснение:
    если часы занятий при нахождении тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования в служебной командировке никем не замещались, а также были пропущены указанными педагогическими работниками по причине их временной нетрудоспособности, направления для повышения квалификации с отрывом от работы, нахождения в ежегодном и дополнительных отпусках, но требуется восполнение пропущенной программы за счет выделения дополнительного времени, то за их проведение с письменного согласия работников сверх количества часов, установленных при тарификации, педагогическим работникам за дополнительное количество часов учебной (преподавательской) работы должна производиться соответствующая дополнительная оплата.

Источник: Разъяснения Общероссийского Профсоюза образования о порядке замещения временно отсутствующих работников,. раздел IV
http://eseur.ru/newsletters/

Порядок замещения временно отсутствующих учителей — что разъяснил Общероссийский Профсоюз образования

    Как показывает практика, нередко учителям приходится заменять временно отсутствующих своих коллег. При этом возникает немало вопросов, особенно по оплате труда за замещение.
    Общероссийским Профсоюзом образования подготовлены Разъяснения о порядке замещения временно отсутствующих работников, а также условий оплаты труда лиц, обеспечивающих их временное замещение (далее — Разъяснения) применительно к порядку и условиям, установленным статьями 60.2 и 151 ТК РФ и положениями приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601. В Разъяснениях отдельный раздел посвящён особенностям замещения временно отсутствующих учителей.
    Что такое замещение временно отсутствующих учителей
    Замещение временно отсутствующих учителей — это выполнение учителями наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором, с их письменного согласия (по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме) учебной (преподавательской) работы учителей, временно отсутствующих в связи с болезнью, получением дополнительного профессионального образования и по другим причинам.
    Порядок замещения и условия оплаты труда при замещении
    В Разъяснениях описан порядок замещения временно отсутствующих учителей, а также условия оплаты труда лиц, обеспечивающих их временное замещение, в следующих случаях.
    1.Замещение отсутствующего учителя учителем той же специальности по тому же учебному предмету
    В разъяснениях сказано, что при длительности замены менее 2 месяцев оплата производится на условиях почасовой оплаты, размер которой определяется с учетом квалификации замещающего работника.
    Если же замена длится непрерывно свыше 2 месяцев, то со дня его начала уточняется недельный объема учебной нагрузки, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указывается, что дополнительный объем учебной нагрузки замещающему учителю устанавливается на период замены. Производится перерасчет месячной оплаты труда учителя с учетом увеличенного объема учебной нагрузки.
    Если заранее известно, что замещение учителя будет осуществляться более двух месяцев, например, на период нахождения учителя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, оформление дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема учебной нагрузки на период замены целесообразно осуществлять с первого дня замены без использования почасовой оплаты, т.е. производить оплату труда из установленного замещающему учителю размера ставки заработной платы пропорционально объему учебной нагрузки, определенному с учетом часов замещения.
    2. Замещение временно отсутствующего учителя другим учителем того же предмета, принятым на работу на период исполнения обязанностей временно отсутствующего работника
    На период замещения временно отсутствующего учителя может быть принят другой учитель того же предмета. В этом случае с ним должен быть заключен срочный трудовой договор на период исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.
    3. Замещение отсутствующего учителя учителем, преподающим другой предмет
    Уроки временно отсутствующих учителей, как правило, должны замещаться учителями той же специальности. В исключительных случаях, когда учителя временно заменить учителем того же предмета невозможно, может иметь место замещение отсутствующего учителя учителем, преподающим другой предмет.
    В этом случае учитель, преподающий другой предмет, проходит с обучающимися учебную программу по своему предмету несколько вперед, а при выходе на работу отсутствовавшего учителя он отдает ему эти часы, чтобы отсутствовавший учитель мог восполнить пропущенные учебные занятия.
    В Разъяснениях отмечается, что по сложившейся практике, оплату труда указанных учителей при таком замещении целесообразно осуществлять следующим образом:
        — учитель, замещающий отсутствовавшего учителя в период замены дополнительную оплату не получает;
        — при возвращении отсутствовавшего учителя, замещавший его учитель передает ему свои часы, при этом за ним сохраняется заработная плата, установленная при тарификации;
       — отсутствовавшему учителю, который при возвращении будет проводить учебные занятия по своему расписанию и по расписанию учителя, замещавшего его в период отсутствия, кроме заработной платы, установленной при тарификации, должна производиться из установленного размера ставки заработной платы почасовая оплата за часы занятий, данные сверх фактического объема своей учебной нагрузки, установленного при тарификации.
    4. Замещение временно отсутствующего учителя другим работником, который может вести преподавательскую работу по соответствующему предмету, например педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-библиотекарем, методистом и др.
Отмечено, что в этом случае согласно подпункту «ж» пункта 2 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 работа совместительством не считается и не требует заключения отдельного трудового договора.
    Замещение оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенному по основной должности, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты.
    Разъяснено, что замещение временно отсутствующих учителей у того же работодателя (особенно на длительное время) может осуществляться путем временного перевода, к примеру, педагога-психолога, социального педагога, педагога-библиотекаря или другого работника, с его согласия, на должность учителя на период до выхода отсутствовавшего работника на работу. Если с временно отсутствовавшим учителем трудовые отношения по каким-либо причинам прекращаются, а замещавшему работнику прежняя работа не предоставлена, и он не настаивает на ее предоставлении, продолжая работать учителем, условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным, т.е. трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
    О почасовой оплате труда учителей
    В Разъяснениях отмечено, что почасовая оплата труда учителей применяется:
    — за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей в течение не более 2 месяцев;
    — за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;
    — при оплате за педагогическую работу специалистов организаций, привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;
    — при оплате труда за часы педагогической (преподавательской) работы в объеме 300 часов в год в другой общеобразовательной организации (в одной или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации.
    Разъяснено, что почасовая оплата производится пропорционально фактически выполненному объему учебной нагрузки. При этом размер оплаты за один час учебной (преподавательской) работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы, предусмотренной за установленную норму часов педагогической работы в неделю по замещаемой должности с учетом квалификации замещающего работника, на среднемесячное количество рабочих часов по замещаемой должности.
    Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
    Учет замещений
    
В школах учет замещений уроков ведется в Журнале учёта пропущенных и замещённых уроков ответственным за замещения, как правило, заместителем руководителя. Основанием для записей в журнал являются данные, зафиксированные в приказах, изданных по школе, больничных листах, соответствующих записях в классных журналах и иных документах. Учитель, проводивший урок по замещению, в обязательном порядке должен поставить свою подпись в данном Журнале.
    Учителя, замещающие отсутствующего учителя, делают соответствующие записи в классном журнале.
    Источник: Разъяснения Общероссийского Профсоюза образования о порядке замещения временно отсутствующих работников
http://eseur.ru/newsletters/

Общероссийский Профсоюз образования разъяснил порядок замещения временно отсутствующих работников

    Экспертом отдела по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования В.Н. Понкратовой с участием правого отдела в помощь руководителям образовательных учреждений, других организаций сферы образования, а также для профсоюзного актива подготовлены Разъяснения о порядке замещения временно отсутствующих работников (далее — Разъяснения).
    В документе разъясняются особенности замещения временно отсутствующих:

  • учителей; 
  • преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;
  • тренеров-преподавателей;
  • педагогов дополнительного образования; 
  • воспитателей дошкольных групп; 
  • музыкальных руководителей дошкольных групп; 
  • педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу; 
  • других педагогических и иных категорий работников;
  • а также вопросы применения оплаты труда отдельных педагогических работников на условиях почасовой оплаты.

    С Разъяснениями полезно ознакомиться всем педагогам и другим работникам, поскольку на практике нередко приходится замещать своих отсутствующих коллег.
    Разъяснения, а также основные нормативные правовые акты, с учетом которых регулируется порядок замещения временно отсутствующих работников, опубликованы в Информационном бюллетене №4 ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ за март 2018 г.

Источник: Разъяснения Общероссийского Профсоюза образования о порядке замещения временно отсутствующих работников
http://eseur.ru/newsletters/.

Выпускник-2018: Всероссийская акция «100 баллов для победы» настроит на успех в ЕГЭ

    В течение апреля 2018 года во всех регионах России по инициативе Рособрнадзора пройдет Всероссийская акция «100 баллов для победы», посвященная Году добровольца (волонтёра) в России.
    В её рамках выпускники, получившие 100 баллов на ЕГЭ, проведут мастер-классы и поделятся своим опытом и секретами успешной подготовки к экзамену, будут открыты книжные полки, где любой желающий сможет поделиться своей книгой и взять любую другую на время для чтения и подготовки к ЕГЭ.
    В акции примут участие не только учащиеся десятых и одиннадцатых классов, но и волонтёры, кадеты, активисты школьных объединений.
    Стартует акция 5 апреля 2018 года в новосибирском лицее № 22 «Надежда Сибири».
    Источник:
    http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=6698

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологи в образовательных организациях по новым правилам

    В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ образовательные организации вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
    С 1 октября 2017 приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 (зарегистрирован в Минюсте России 18.09.2017 года, регистрационный N 48226) утвержден новый порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (далее — Порядок). Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 утратил силу.
    В частности, согласно Порядку:
        — организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее — организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся;
    (Справочно: согласно ст. 17 закона об образовании обучение может быть получено в организациях в очной, очно-заочной или заочной форме обучения, а также  вне организаций в форме семейного образования и самообразования);
    — организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;
       — допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
    Уточнено, что организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
    В соответствии с новым Порядком организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
        — организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения;
        — освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией (далее — документ);
        — организация, которой обучающимся представлен документ, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает его к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или засчитывает результат обученияв качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение.
    При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Возможности применения дистанционных технологий в школах

В школах организация обучения с использованием дистанционных технологий может осуществляться, например, :
— для школьников, желающих приобрести новые знания, увлеченных конкретным предметом, участников олимпиад и конкурсов;
— для обучающихся, испытывающих затруднения при обучении;
— для обучающихся, которые не имеют возможности получить образовательные услуги на уроке (по причине болезни, дети с ОВЗ и др.);
— при форс-мажорных обстоятельствах (отмена занятий в школе по причине погодных условий, карантина и т.д.).
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий зависит в каждом конкретном случае от разработанной в школе нормативной базы (локальные акты организации, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий), от наличия необходимой материально-технической базы и соответствующего уровня подготовки кадрового персонала.
Читайте в нашем блоге «Сетевая и электронная формы обучения в школе»

Сетевая и электронная формы обучения в школе

Примечание
    1. Роспотребнадзор направил для сведения письмо от 23.10.2017 N 01/14380-17-32 «Об электронном обучении, дистанционных образовательных технологиях при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ», в котором информирует, что приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 утвержден «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
    2. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий утвержден  приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 N 22.
    3.Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях нового законодательства об образовании, письмом от 21 апреля 2015 г. N ВК-1013/06 направлены «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме».

Источник:
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016
Официальный интернет-портал правовой информации

В правила перевозки детей автобусами внесены изменения

    Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2017 г. № 1621 в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, и Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177, внесен ряд изменений.

    Так, в Правилах дорожного движения уточняется, что «организованная перевозка группы детей» — это перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей. 
    В Правила организованной перевозки группы детей автобусами, в частности, внесены следующие изменения:
    — при организованной перевозке группы детей при движении автобуса на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета (отметим, что такой маячок не дает преимущества в движении, а только предупреждает других участников движения об опасности);
    — предусмотрено, что для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие списка детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и возраста каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей), списка назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона), списка работников туроператора, турагентства или организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона) в случае их участия в выполнении программы маршрута;
    — допускается вместо списка работников туроператора, турагентства или организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание, не позднее дня, предшествующего дате, на которую запланировано начало организованной перевозки группы детей, представлять информацию о количестве таких работников, с передачей соответствующего списка до начала организованной перевозки группы детей;
    — работники туроператора, турагентства или организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание, участвующие в выполнении программы маршрута, будут допускаться к поездке в автобусе только при наличии документа, подтверждающего трудовые отношения с туроператором, турагентством или организацией, осуществляющей экскурсионное обслуживание, и участие в выполнении программы маршрута;
    — уточнено требование к стажу работы водителей: непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки групп детей (ранее было — стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 3 календарных лет);
    — установлено, что в случае неоднократной организованной перевозки группы детей по одному и тому же маршруту, перевозчики смогут подавать уведомление о многократных поездках с указанием дат и времени осуществления таких перевозок.
Постановление вступает в силу 03.01.2018 за исключением отдельных положений. Так, применение проблескового маячка, начало действия правила о том, что для перевозки детей допускаются автобусы не старше 10 лет вступают в силу с 1 июля 2018 года.
Источник:
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2017 г. № 1621 « О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/law/review/107102784.html/

Учрежден знак отличия «За наставничество»

    На официальном сайте правовой информации опубликован Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 года № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество».
    В Положении о знаке отличия  «За наставничество» определено, что им «награждаются лучшие наставники молодежи из числа высококвалифицированных работников промышленности и сельского хозяйства, транспорта, инженерно-технических работников, государственных и муниципальных служащих, учителей, преподавателей, врачей, работников культуры и деятелей искусства за личные заслуги на протяжении не менее пяти лет».
    Как сказано в  описании знака отличия «За наставничество», он изготовлен из серебра с позолотой и представляет собой круглую медаль диаметром 32 мм. На лицевой стороне знака в нижней части изображено восходящее солнце. На фоне солнечных лучей расположены стилизованные символические изображения атома, книги, шестеренки, циркуля и лиры серебристого цвета. По окружности знака — венок из пшеничных колосьев золотого цвета.
    На оборотной стороне знака — рельефная надпись «За наставничество» и номер знака отличия. Знак при помощи кольца соединяется с лентой, уложенной бантом.
    Миниатюрная копия знака отличия «За наставничество» носится на уровне петлицы левого лацкана гражданского костюма.

Источник:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803050003

Родители и школа — результаты исследования НИУ ВШЭ

    Основное направление блога — своими публикациями помогать родителям школьников стать более активными участниками школьной жизни, так как это поможет позитивно влиять на успешность обучения детей, способствовать предотвращению многих конфликтных ситуаций.

    В этом плане для участников образовательных отношений могут представить определенный интерес результаты исследования вовлечённости родителей в школьную жизнь, проведенного Институтом образования НИУ ВШЭ в ходе мониторинга экономики образования в 2016/2017 учебном году, которые опубликованы на официальном канале информации НИУ ВШЭ Q.hse.ru. 
    В представленном аналитическом анализе отмечается, что хотя число активных родителей, готовых участвовать в жизни школы, и растёт, но они не готовы участвовать в процессе обучения и развитии школы.
    Так, по данным исследования три четверти участвовавших в опросе следят за событиями в классе, две трети интересуются школьными новостями, каждый третий респондент помогает организовывать классные и внеклассные мероприятия, каждый четвёртый – входит в состав родительского комитета, но лишь один из четырнадцати родителей вносит предложения об организации учебного процесса и внеурочной деятельности, один из восемнадцати – о развитии всей школы: какие нужны кружки, какие профили открыть в старшей школе, с какими вузами, музеями полезно заключить соглашения и т. д.
    Установлено, что основным способом взаимодействия родителей со школой являются родительские собрания. Это отметили более 95% опрошенных родителей. Общаются с учителями и администрацией по телефону – 57,8%, используют личные встречи – 55,9%. Социальные сети, форумы и другие интерактивные сервисы используют менее 10% опрошенных.
    Три четверти опрошенных ежедневно или несколько раз в неделю просматривают электронный или бумажный дневник.
    Реже родители общаются с классным руководителем и родителями других учеников. А менее востребованными источниками информации по вопросам, связанным с обучением детей, являются педагоги-предметники и администрация школ.
    В частных же школах родители более активны — они в 1,5-2 раза чаще дают предложения по развитию школы, организации учебного процесса и внеурочной деятельности. Активней используют мессенджеры, СМС и социальные сети для контактов с учителями и администрацией, но в 4 раза реже используют электронный дневник для контроля.

    По мнению одного из авторов исследования, ведущего эксперта Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Татьяны Мерцаловой «холодность родителей в общешкольных вопросах может быть вызвана сомнениями в собственной компетенции, боязнью лезть в чужую работу с непрофессиональными суждениями или общей гражданской пассивностью».
    А ведь родители могут, например, найти необходимого педагога, организовать аналог дорогостоящей экскурсии по более низкой цене, расширить спектр услуг дополнительного образования и многое другое.
    По результатам мониторинга эксперты пришли к следующим выводам: «Многие исследования, в том числе PIRLS, показывают: активное участие родителей позитивно влияет на учебу детей. В свою очередь, активность родителей зависит от благоприятного отношения и поддержки со стороны школы. Но пока в России работа с родителями у школьных учителей занимает минимум времени и практически не ценится администрацией».

    Выступая на Всероссийском форуме «Наставник», Министр образования и науки О.Ю. Васильева отметила, что в первую очередь родители должны следить за тем, что происходит с ребенком, в том числе в социальных сетях. Она считает, что нужно усилить административную ответственность родителей за то, что происходит в школах, менять общественное отношение к миссии учителя и отходить от восприятия образования, воспитания и обучения как «услуг».
    «Я постоянно говорю, что в системе преподавания, воспитания никто никому ничего не должен, у каждого есть своя миссия и свои четкие задачи. Есть они и у родителей. Поэтому, я еще раз повторяю, что выступаю за баланс отношений между школой и родителями»,- заявила Министр в интервью информационному агентству «Интерфакс».

Источник:
http://www.unkniga.ru/company-news/7948-issledovanie-niu-vse-chislo-aktivnyh-roditeley-rastet.html
https://минобрнауки.рф/пресс-центр/12074
https://news.rambler.ru/education/39144542-vasileva-prizvala-usilit-otvetstvennost-roditeley

Исследование качества работы дошкольных учреждений России — есть над чем задуматься

    Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования опубликовал результаты исследования «Детские сады России — 2017».
    Участие в исследовании было добровольным, возможно поэтому в нем приняли участие только 8970 детских садов из более 49,4 тысяч и из 57 регионов Российской Федерации.
    Кроме того региональные выборки детских садов существенно отличаются друг от друга — некоторые регионы были представлены большим количеством участников, другие двумя-тремя организациями, что не отражает реальную картину в работе дошкольных организаций такого региона.
И хотя исследование охватывает около 18 процентов общего числа дошкольных организаций страны, все же полученные результаты позволяют проследить определённые тенденции в работе дошкольных организаций за последние 5 лет.
    Так, ни одна дошкольная организация, принимавшая участие в исследовании, не получала оценку «отлично». В 2017 году ни один детский сад, из числа принявших участие в исследовании, не соответствовал оценочной категории «хорошо», а количество детских садов с оценкой «неудовлетворительно» выросло и составило 10,2 процента от общей выборки.
    «Таким образом, отталкиваясь от увеличения количества дошкольных образовательных организаций с оценкой «неудовлетворительно» на десять процентов, от полного отсутствия детских садов с оценкой «хорошо», можно говорить об ухудшении общего качества дошкольного образования по сравнению с результатами, выявленными в прошлых исследованиях за период с 2012 по 2015 годы.»,- резюмируется в отчете по результатам исследования.
    Оценка качества работы дошкольных организаций проводилась в соответствии с показателями деятельности, которые были сведены в три общих направления:
        — психолого-педагогические условия, организация развивающей образовательной предметно-пространственной среды и обеспечение безопасности детей;
            — кадровые условия;
            — дополнительные услуги для детей, посещающих детский сад.
    По результатам исследования по каждому направлению выявлены как положительные так и отрицательные тенденции.
    Так, по направлению «психолого-педагогические условия, организация развивающей образовательной предметно-пространственной среды и обеспечение безопасности детей» к разряду «позитивных» отнесены такие показатели как «наличие огороженной территории для прогулок»; «применение компьютеров и электронных средств в образовательной деятельности»; а к разряду «негативных» — количество штатных педагогов-психологов, которых в среднем приходится 0,69 специалиста на один детский сад; наличие архитектурно-планировочных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья — их имеют лишь 31,6% детских садов; а также наличие замечаний со стороны органов Роспотребнадзора по исполнению СанПин, по организации питания, наличие замечаний со стороны органов противопожарного надзора.
По направлению оценки «кадровые условия» в разряд «позитивных» показателей попали «количество педагогов с высшим педагогическим образованием, в том числе с высшим профильным (дошкольным) образованием» — 92,3 % детских садов укомплектованы педагогами с высшим педагогическим образованием (в среднем 9,5 педагога на один детский сад); «количество сотрудников учреждения, прошедших повышение квалификации в 2016 году» — 89,8% сотрудников прошли необходимые курсы повышения своей профессиональной квалификации в 2016 году ( в среднем, 7,2 педагога на детский сад). В разряде «негативных» показателей оказались такие показатели как «количество педагогов со стажем работы от 0 до 5 лет» — в среднем 3,2 педагога на каждый детский сад (минимальное за все время исследований); «привлечение для работы в детском саду педагогов из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта» — лишь 19,8%.
    По направлению оценки «дополнительные услуги для детей, посещающих детский сад» среди негативных отмечены показатели: «количество детей, пользующихся ими бесплатно» — 29,3% детей; «количество детских садов, оказывающих дополнительные не образовательные услуги» — лишь 10,8% детских садов оказывают дополнительные не образовательные услуги, а их общее количество составляет в среднем 0,51 услуги на один детский сад;  «количество детей, пользующихся дополнительными не образовательными услугами (например, медицинскими)» — лишь 7,4% детей; «количество детей, пользующихся дополнительными не образовательными услугами (например, медицинскими) бесплатно» — лишь 7,1%.
Анализ контекстной информации позволил выявить следующие негативные и позитивные показатели.
Как позитивное отмечено наличие медицинских сестер в 75% детских садов, участвовавших в исследовании. В разряде «негативных» — доставка детей в детский сад , отсутствие бассейна, зимнего сада; групп круглосуточного пребывания, групп кратковременного пребывания.
Выявлены и наиболее популярные образовательные программы, используемые для разработки основной образовательной программ дошкольной организации.
    Среди комплексных программ (охватывающих все пять образовательных областей и направленных на разностороннее развитие личности ребенка) наиболее актуальной для детских садов в 2017 году является «Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Её использовали 74,1% дошкольных образовательных организаций, участвовавших в исследовании.
    Среди парциальных программ (охватывающих одну из образовательных областей и направленных на локальное развитие какой- либо способности или умения) наибольшей популярностью у дошкольных образовательных организаций пользовались такие программы, как:
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина); «Юный эколог» (С.Н. Николаева); «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова); «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова); «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева) и некоторые другие.

Источник: Детские сады России-2017: основные результаты исследования
http://www.uraledu.ru/files/analitik_dou_2017.pdf